 |
|
Дом Батло, 1904-1906 |
|
В Барселоне гений "позабавился"
Список «светских» построек мастера можно
продолжать долго, Антонио быстро вошел «в моду» у толстосумов и не
выходил из нее до конца жизни.
Так, в городе
Леоне, по заказу текстильных коммерсантов Фернандеса и Андреса, он
соорудил великолепный четырехэтажный дом с конторами, магазинами,
апартаментами владельцев и квартирами для сдачи внаем; то ли по желанию
заказчиков, то ли по собственному капризу «вечный ребенок» уподобил
центр торговли замку с мощной кладкой, готическими окнами и фигурой
святого Георгия, поражающего дракона.
В
Барселоне гений «позабавился» строительством дома для вдовы
промышленника Кальвет-и-Карбонель: здесь ему было угодно применить
формы вычурного барокко, с обильным декором, и лично взяться за массу
мелочей, включая скульптуры, предметы дубовой мебели, дверные ручки и
молоток при входе (!).
Даже деревянный лифт с кованой решеткой здесь говорит о громадной силе воображения Гауди…
Мастер
оставил нам на холме, господствующем над столицей, небольшую виллу в
виде готического замка — дом Бельесгвард, славный витражами сложной
звездчатой формы; на проспекте Грасиа — совершенно фантастический дом
Батло, с волнистой чешуйчатой крышей наподобие гигантского змея и
башней в виде копья, вонзающегося в драконье тело (все тот же
патриотический символ!), с балконами, похожими на карнавальные маски, и
плиточной облицовкой богатейшей цветовой гаммы, от бело-голубой до
насыщенно-синей.
На том же проспекте
выстроил он новый дом для коммерсанта Мила-и-Кампс, сразу же получивший
прозвище «Педрера» — Каменоломня, ибо напоминает «Каса Мила» не
какое-либо из людских сооружений, а могучую скалу с вырезанным в ее
толще пещерным городом…
Не забывал Гауди и о
своем первом и главном меценате, доне Эусебио Гуэле: парк Гуэль,
строительство которого заняло пятнадцать лет, стал городским садом,
туристской жемчужиной Барселоны и, по решению ЮНЕСКО, достоянием
человечества.
Там мы тоже увидим образцы
смелости художника, его нежелания считаться с общепринятым: громадного
дракона на развилке пышно украшенной лестницы, дома и павильоны,
похожие на гребнистые раковины, знаменитые колонны зала Гипостиль,
пешеходную дорожку под сводами, будто вырастающими из скалы...