Страница 5 из 7  |
|
Дом привратника в парке Гуэль |
|
Он хотел быть зодчим храмов
Да, всему этому, и еще многим другим
проектам, отдавал Антонио свою неуемную энергию, безбрежный талант,
каталонское упрямство и усердие потомственного котельщика.
Но
по-настоящему хотел он одного: быть зодчим храмов! Знаки горячей любви
к земной родине — бесчисленные символы Каталонии, стилизованные гербы и
знамена родного края — чуть ли не на каждом творении Гауди сочетаются с
крестами, фигурами святых… со знаками родины вечной!
Не
богатство и щедрость смертных, но силу и милосердие Господа стремился
мастер прославить в камне. И делал это с первых своих профессиональных
шагов — до последних дней.
…Церковь в
рабочем поселке поручил ему выстроить все тот же граф Гуэль. Не столь
важны причины, по которым проект так и не был воплощен.
Мир лишился еще одного шедевра. Остался лишь макет храма, — но макет, говорящий о многом!
Церковь
Колонии Гуэль представлена автором в образе… объемной сети, сплетенной
из веревок, к концам которых привешены сотни мешочков с дробью — для
расчетов напряжения элементов конструкции.
Такого
моделирования не знала, кажется, ни одна цивилизация. По гибкости и
динамизму веревочную модель можно сравнить разве что с импульсными,
компьютерными!..
Чего больше в этом
поразительном творении? Раскованности, раскрепощенности, характерной
для всех затей Гауди? Неповторимости его натуры?
Или — того
состояния души, в котором мастер все менее бывал удовлетворен грубыми
земными материалами… все ближе подходил к идеалу небесно-зыбких, но
вечных строений… к идеалу, которого, возможно, достиг вполне, лишь
бросив уже ненужную старческую оболочку под трамвай и воспарив к Началу
Всех Начал?..
Собор Святого Семейства (Саграда
Фамилиа) в Барселоне; альфа и омега исканий Антонио Гауди, opus magnum*
всей его жизни; труд, которому зодчий отдал свыше сорока лет!
Он
приступал к проекту храма — и одновременно строил «Каса Висенс»,
сооружал мини-дворец «Каприз» в сказочно-арабском духе для графа
Диас-де-Кихано, планировал поместье Гуэля…
Но
на более позднем этапе, очевидно, уже оценивая каждый свой день, как
драгоценность, подаренную Всевышним, Гауди весь отдался собору. От
иных, самых выгодных предложений отказывался бесповоротно… С 1914 по
1926 годы жил прямо на стройке, в нищенской конуре; забывал о сне и
еде…
Увы, первая и единственная, целиком
построенная Гауди, колокольня собора, носящая имя святого Варнавы, была
окончена за год до смерти мастера!
Еще он успел увидеть, как выглядят в завершении нижняя церковь, апсида, часть галереи и портал часовни Богоматери Росарио… |