Пользователь:   Запомнить меня     Забыли пароль?
  Главная arrow Статьи arrow История ледокола "Байкал"   17.11.2018  

Разделы

 
Последние новости
Популярное
История ледокола "Байкал" Отправить на e-mail

Ледокол "Байкал"
Ледокол "Байкал"
 
Я давно занимаюсь историей освоения Сибири. Сам сибиряк, иркутянин, работал в Лимнологическом институте на Байкале, потом, как репортер «Восточно-Сибирской правды», а позже и других газет, объехал всю Сибирь.

И вот однажды, работая в иркутском областном архиве, наткнулся на снимок ледокола «Байкалъ». Его история показалась мне столь интересной, что решил рассказать ее читателям журнала. Вряд ли кто из них слышал ее...

Сто с небольшим лет назад, в августе 1898 года, в Иркутск по Великому Сибирскому рельсовому пути пришел первый поезд.

А спустя несколько недель рельсы уперлись в озеро Байкал. Одновременно к озеру подошли рельсы и восточного участка, проложенного от Владивостока. Теперь в пассажирском вагоне можно было проехать от Атлантического океана до Тихого. Если бы... не 40 верст байкальских вод.

Предстояла серьезная работа инженерной мысли. Строить отрезок железной дороги вокруг южного берега Байкала — значило бросить вызов всей практике железнодорожного строительства того времени. Трасса пролегала по головокружительным скалам.

На каких-то 70 верстах между станциями Байкал и Култук природа словно собрала все возможные препятствия рельсовому пути. Требовалось построить десятки тоннелей.

Встречались участки, на которых из вагонного окна можно было бы достать рукой вертикальную каменную стенку, а ступеньки другой стороны вагона буквально висели бы над водой. Постоянные камнепады. Район высокой сейсмичности. Надвиги байкальских льдов, порой выталкивающие на берег пароходы и могущие смести железнодорожное полотно.

Кругобайкальскую пока решили не строить. К приходу поезда на станцию Байкал подходил пароход и вез пассажиров через озеро в Тахной. А сколько надо было перевезти коммерческих грузов! И военного снаряжения к готовящейся войне с Японией...

Но смекалки, если это не касается большой политики, россиянам не занимать. Ведь пять месяцев в году Байкал скован льдом. И тогда прямо по льду  стали укладывать шпалы, нашивать рельсы и конной тягой (паровозами не рисковали), вагон за вагоном, тянуть на противоположный берег.

Пассажиры, которые посмелее, оставались в вагонах. Все другие пересаживались на лихие сибирские тройки, и ямщики с гиканьем и посвистом гнали сани по льду, под которым темнела почти полуторакилометровая пучина.

А лед не повсюду бывал ровен, да и трещины — результат действия термического, тектонического и еще бог знает какого — рассекали ледяную гладь. Спустя много десятилетий мне, в составе группы гидрофизиков, пришлось заниматься этими загадочными трещинами...

Возник еще один вариант переправы. В Англии на заводах Ньюкасла заказали ледокол-паром, второй в мире по мощности и размерам. Длиною 290 футов, шириной 57 футов, грузоподъемностью 4200 тонн. Три его паровые машины развивали мощность до 3750 индикаторных сил.

На нижней палубе были уложены три рельсовых пути, вмещавшие 25 вагонов, а в каютах верхней палубы с комфортом пересекали озеро-море до 300 пассажиров. Как же ледокол доставили почти в центр Евразийского континента?

Это гигантское плавсредство разобрали на части, соответствующие железнодорожным габаритам, и через всю Европу и половину Азии доставили на берег озера, где на временной судоверфи собрали вновь, и чуть менее ста лет назад паром «Байкалъ» совершил свое первое плавание.

Заказали, в Англии же, второй ледокол. Поменьше. С машиной в 1250 сил. Он перевозил только грузы и пассажиров. Назвали «Ангара». Мне еще довелось поплавать на этом заморском судне. Сделано было на славу.

Но как-то ему не везло. То льдом выбросит на берег, то сядет на камни и зазимует у полуострова Святой Нос, то получит пробоину, то на борту белые устроят массовое убийство красных партизан. Наконец, годы-то шли, неумолимый Регистр сказал свое роковое «нет». После этого судно, переделанное в кафе, еще долго стояло в одном из заливов Иркутского водохранилища.

Драматично сложилась и судьба «Байкала». Помню, к какому-то революционному празднику открывали памятник красным партизанам. И вот какая-то старушка, прочитав одну из фамилий на пьедестале, чуть было не сорвала торжественный митинг. «А этот-то, супостат, как сюда попал? Он же белым в Мысовую «Байкалъ» угнал...»

В Мысовой был бой, и белые сожгли уникальный ледокол. Остов его долго еще ржавел на каменной косе.

А тот скалистый участок железнодорожного пути, о котором я упоминал, построили. И еще полвека пассажиры экспрессов с легким замиранием сердца (есть непроверенный слух, что тут, в воду, на километровую глубину свалился целый состав) ждали: скоро распахнется ширь Байкала с его неописуемыми красотами...

Но до самого последнего времени всякие фотосъемки вдоль железнодорожных магистралей были запрещены. И однажды меня, тайно, без пропуска проехавшего на станцию Байкал, арестовали, пленку засветили.

Я был препровожден в Иркутскую тюрьму. И, кажется, по соседству с камерой номер пять: в ней перед расстрелом сидел командующий Черноморским флотом и Верховный правитель всей России адмирал Александр Васильевич Колчак, человек, чье место в российской истории ныне пересматривается.

Во всяком случае труды талантливого полярного исследователя лейтенанта Колчака по льдам Карского и Сибирского морей мне довелось не только читать, но и использовать в практической работе. Ну а политика... Неспроста сибирские крестьяне, мужики крепкие и рассудительные, после прихода советской власти вполголоса говорили: вот, мол, сменяли Колчака на Губчека...

Но со мной власти не поступили столь радикально, как с адмиралом, а попросту на второй день отпустили на все четыре стороны и пригрозили в следующий раз не только пленку засветить, но и конфисковать фотоаппарат подозрительного японского производства.

Недавно тот отрезок транссибирского пути стал менее красив. Экзотический скальный участок обошли трассой старого Култукского тракта. А фотографировать теперь, в эпоху всевидящих спутников, кажется, не возбраняется нигде во всем мире.

И еще. Отличный макет ледокола «Байкалъ», выполненный со всеми мельчайшими деталями, хранится в Петербургском железнодорожном музее. А макет его меньшего брата — «Ангары» — можно посмотреть в музее Байкальского Лимнологического института.

В избранное (0) | Ссылка на статью | Просмотров: 9816 | Версия для печати

Добавить комментарий
RSS комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 
< Пред.   След. >
Advertisement

 
Главное меню
Главная
Посольства, консульства
Санатории
Санатории Украины
Санатории России
Фото галерея
Ссылки
Блог
Поиск
Ленты новостей
Точка на карте
Статьи
Юмор
Карта сайта
Меню пользователя
Ваши данные
Облако тегов

бирма венеция гарем дружба евнух женщины золото искусство китай куба люди мандалай монастырь мьянма наложница новости оружие охота пинега полог гарема прайвеси религия россия русская америка рыбалка сибирь сокровища статьи сша тандыр тандыр-гушт турция узбекистан узбекская кухня украина флаги храм чай чудеса юмор


Rambler's Top100