Пользователь:   Запомнить меня     Забыли пароль?
  Главная arrow Блог arrow Карпаты. По зеленым долинам   14.08.2018  

Разделы
  • Відпочинок на Чорному морі.

 
Последние новости
Популярное
Карпаты. По зеленым долинам Отправить на e-mail

 

 

«Добра штука те вивци...»

— За здоровье! — произнесли мы традиционный тост, поднимая чарки. Однако чабаны не торопились опорожнять свои «пугарчики». Один из них двумя пальцами огладил усы и степенно добавил: «Худобы и всех нас!» Только после этого овчары выпили.


Забота о скотине для карпатца — дело святое. Будут здравы кони, коровы и овцы — будет здоровье и у людей. А с ним — богатство и лад в карпатских семьях. Жителей низин кормит хлебное поле, для горца же скотина — это больше, чем еда.

 

Это образ жизни, смысл существования. «Добра штука те вивци: и кожух, и свита, и губа сыта», — утверждали гуцулы.


Когда же и где возникло пастушество в Карпатах? У румын долатинские термины, связанные с этим родом деятельности, по всей вероятности, дако-фракийского происхождения. Оттуда, с юга, скорее всего, скотоводство распространилось по всем Карпатам.

 

И сегодня в материальной культуре, скажем польских гуралей-пастухов, и в их фольклоре много черт, когда-то принесенных валахами (так звали румын, а «влахами» — итальянцев) с востока и юга и сходных с культурой живущих в Карпатах украинцев и румын.

 

Почти во всех регионах карпатцы пасут скот по правилам, установленным много веков назад. До настоящего времени в Карпатах сохранились ежегодные кочевки пастухов с овцами на летние пастбища в горы. В различных странах, правда, свои пастушеские традиции и обычаи, связанные с отгонным овцеводством.


Из-за необходимости охраны растительности в Татрах (большую их часть занимает Народный парк) уже несколько лет отары овец отправляют с Подгалья по железной дороге на высокогорные пастбища Сандецкого и Низкого Бескидов и в Бещады.

 

Румынские крестьяне нередко и сегодня объединяют свой скот в одну «тырлу» (хозяйство на горном пастбище; слово, кстати, совсем не латинское, в отличие от большинства слов в румынском языке), сообща внося плату за летний выпас и нанимая чабанов.

 

Число овец в отаре на тырле может доходить до тысячи. Доходы и расходы, как правило, делятся по количеству скота, содержащегося у каждого хозяина. Раньше нередко бывало так, что хозяин, владевший большой отарой, создавал свою тырлу и сам нанимал чабанов.

 

Те могли пасти свой скот в хозяйстве тырлаша-владельца, но молоко и шерсть — продукция, даваемая их скотом, по стоимости намного превышавшая стоимость содержания овец в отаре, — оставались в его собственности. Чабану доставался лишь приплод от своего скота.


Украинские овечки, как правило, летом тоже пасутся на горных пастбищах — полонинах. Как нам рассказывали в Закарпатье, для верховинца нет более значимого праздника в году, чем весенние проводы на полонину.

 

В этот день производился  «задий» — замер молока. Это было необходимо для того, чтобы распределять потом получаемое молоко (или приготовленную из него брынзу) между хозяевами овец.

 

После дойки самый старый пастух бегал по кругу и бросал соль овцам, чтобы те следовали за ним. Он трижды обегал круг, а другой три раза стрелял из ружья. Верили, что этот обряд способствует сохранению овец в горах.


На полонину первым подымался старший чабан. Сначала он заходил в «колыбу» — пастушью хижину — бил слева от себя топором по стене, потом бросал на очаг подкову, которая охраняла стойбище от грома.

 

После этого трением сухих щепок пастух добывал «живу ватру» (живой огонь) и зажигал очаг, в котором огонь поддерживали все лето. Если он по какой-либо причине гас раньше, чем кончался выпас, то, считалось, отару могла ожидать беда.

 

Из огня вытаскивали угольки, бросали в воду и ею кропили овец. Многие из этих обрядов уже в прошлом. Однако кое-что сохранилось.

 

В одной из колыб на Боржавской полонине мы были свидетелями того, как во время вечерней дойки старший чабан сердито оборвал своего товарища, из уст которого слетело бранное слово. Нам он позже объяснил, что когда доят овец, нельзя ругаться, свистеть, приветствовать гостей и рубить дрова.


Пастухи во всех карпатских странах составляют особую касту. Проведя все лето на горных пастбищах, они постигают некую неведомую для остальных суть поднебесного бытия, размеренную поступь времени.

 

И огоньки села, которые иногда слезятся внизу, порой кажутся им лишь слабым отражением такого ближнего и понятного света звезд, что зажигаются вечерами над лесистыми вершинами...

 



 
След. >
Advertisement

 
Главное меню
Главная
Посольства, консульства
Санатории
Санатории Украины
Санатории России
Фото галерея
Ссылки
Блог
Поиск
Ленты новостей
Точка на карте
Статьи
Юмор
Карта сайта
Меню пользователя
Ваши данные
Облако тегов

бирма венеция гарем дружба евнух женщины золото искусство китай куба люди мандалай монастырь мьянма наложница новости оружие охота пинега полог гарема прайвеси религия россия русская америка рыбалка сибирь сокровища статьи сша тандыр тандыр-гушт турция узбекистан узбекская кухня украина флаги храм чай чудеса юмор


Rambler's Top100