Страница 1 из 3
 |
|
Жители Оболони называют это сооружение «бочкой». Не все знают, что у берега — недостроенное звено подводного тоннеля с шахтой-кессоном... |
|
К 60-летию начала освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков
«Страна не была готова к войне...» Сколько раз приходилось нам читать и слышать эту расхожую фразу! Но военная история говорит о другом.
Нападения Гитлера ожидали с 30-х годов. И не наша вина в том, что оно оказалось коварно-внезапным, что на «третий рейх» работала вся Европа.
О том, как готовился встретить врага Киев, напоминают могучие бетонные руины на окраинах столицы.
Не знаю, что в моей жизни случилось раньше. Просто не помню. То ли прежде попалось мне на глаза загадочное сооружение над Днепром, то ли — стал я интересоваться тоннелями...
Тогда, в 50-х — 60-х годах, не было для меня большей летней радости, чем прокатиться с кем-нибудь из родителей на прогулочном теплоходе. Эти белые, нарядные суденышки назывались в народе «речными трамваями».
На Днепре их сновало множество. Можно было просто сплавать в два конца, от пристани на подольской набережной до, скажем, устья Десны или до Никольской Слободки, подышать речной свежестью, полюбоваться зеленью берегов.
А можно было и высадиться, неспешно провести день на отдаленном пляже... Часто «трамвай» вез нас мимо таинственной мрачной постройки, явно очень старой, высившейся у берега еще в пределах Киева. Она была похожа на обрезок лежачей трубы, — но такой, в которую вошел бы трехэтажный дом.
Круглились мощные железобетонные стены. Постройку венчал вертикальный цилиндр, отчего все вместе напоминало чудовищный, увязший в песке паровоз.
О сооружении говорили всякое. Чаще всего — что до войны начали строить метро под Днепром, да бросили из-за начала боевых действий, а потом уже и не возобновляли.
Вероятно, в ту же пору позднего детства я открыл для себя манящую тему тоннелей. Колоссальные рукотворные норы, где-то глубоко под домами, лесами и реками пронизывавшие земную плоть, вызывали почти мистический трепет.
Я вычитал, что первый судоходный тоннель, 160 метров длины, был выстроен во Франции еще при злополучном Людовике XVI, незадолго до Великой революции; англичане же в 1830 году впервые пустили под землю поезд, и проходил он там чуть более километра.
<< В начало < Пред. 1 2 3 След. > В конец >>
|