Страница 1 из 4
М ногим известны Свято-Троицкая Сергиева Лавра и Соловецкий монастырь, Почаевско-Успенская Лавра и комплекс православных монастырей на Святой горе Афон.
Но о том, что в Украине есть иные святые места, хотя и менее значимые, но необычайно интересные, знают далеко не все, а ведь только одних православных монастырей в настоящее время >насчитывается далеко за сотню.
Нам предстояло посетить лишь несколько из них, лежащих на просторах левобережной Украины, по пути в Святогорскую обитель.
И вот уже старенький «Икарус», привычно труся по ухабам, везет нас в Лубны к Мгарскому монастырю, не так давно возрожденному и еще не успевшему окончательно залатать старые раны, нанесенные временем. Автобус арендован самыми настоящими паломниками.
Как только они предложили мне присоединиться, я, не раздумывая ни минуты, согласился отправиться с ними в поездку по святым местам.
Дорога поворачивает влево, и мы видим высокую колокольню Мгарского мужского монастыря. Автобус поднимается на небольшой холм, паломники выходят, у входа в храм неспешно крестятся и идут в Спасо-Преображенский собор.
Собор был построен во второй половине XVII века по проекту помощи Мартина Томашевского.
Большинство украинских православных обителей были основаны именно в это время, став путеводными звездочками для последующих паломников.
Тарас Шевченко, в повести «Близнецы» писал: «...дочери лютого Еремии Вишневецкого снился сон, что она в раю и ее оттуда вывели ангелы, говоря, что если она своим коштом выстроит храм Божий близ города Лубен, то поселится уже на веки вечные в раю».
И храм был действительно выстроен на ее средства. А Вишневецкие в то время были богаты и владели огромными территориями. «Вишневетчина» включала 53 города, местечка и села, среди которых выделялись Лубны, Ромны, Глинск, Пирятин, Полтава и другие.
Парадоксом оказалось то, что православный монастырь был выстроен на деньги дочери ревностного католика — Раины Вишневецкой.
К нашему удивлению, обнаружилось, что в таком, казалось бы, не очень посещаемом месте были погребены останки Цареградского патриарха Афанасия III.
"Афанасий сидящий "
В 1653 году он впервые посетил это монастырь по пути в Москву.
А до этого его прошлое связано с подвижничеством в монастырях Синая и Афона, паломничеством в Палестину, проповедничеством в Молдавии, патриаршеством в Константинополе.
Он встречался и с царем Алексеем Михайловичем, и с Богданом Хмельницким, и даже участвовал в Переяславской Раде.
В 1654 году он серьезно заболел и высказал последнюю волю быть погребенным в Мгарском монастыре.
Константинопольских патриархов, стоящих в иерархии православных церквей на первом месте (Московский патриархат занимает лишь почетное пятое место, вслед за Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским), всегда хоронили в сидячем положении. Так поступили и на этот раз.
Патриарх был похоронен в храме, под амвоном, в каменном склепе, где он покоился, сидя в деревянном кресле. Спустя много лет, митрополит Газский Паисий, посетив монастырь, попросил показать ему гробницу.
Когда ее открыли, то обнаружили хорошо сохранившиеся мощи патриарха. Все остальное — и одежда и кресло — сгнило...
Через некоторое время он был канонизирован и на поклон к нему потекли в монастырь тысячи людей с надеждой и верой.
Вскоре монастырь стал широко известен по всему православному свету. В 1736 году сильный пожар уничтожил большинство сооружений, но монастырь был восстановлен.
Императрица Елизавета пожертвовала монастырю 2000 рублей, сумму огромную по тем временам. Это дало возможность отстроить главный храм и главный корпус келий.
Не обошли вниманием монастырь и украинские гетманы и другие российские монархи: 8 охранных универсалов выдано монастырю Богданом Хмельницким, 3 — от Петра Дорошенко, 10 — от Ивана Самойловича, 11 — от Ивана Скоропадского, 3 жалованные грамоты — от Алексея Михайловича, 3 — от Иоанна и Петра Алекссеевичей, 1 — от Елизаветы Петровны.
Основная часть архива монастыря, к сожалению, не сохранилась.
После революции 1917 года из монастыря было конфисковано немало ценностей: один только гроб «Афанасия Сидящего» весил до 10 пудов чистого серебра.
Мощи же святого монахи переложили в деревянный гроб и позднее перевезли в Харьков, где они находятся и поныне.
Следует сказать, что история монастыря изучена недостаточно, да и архив его таинственно пропал в годы второй мировой войны. последний раз его видели в лесной избушке, на чердаке, сразу после войны.
Хорошо смотрится монастырь с любой близлежащей точки, будь то река Мгара, от имени которой и пошло название Мгарский, или же со стороны скита. В ските, за работай, мы повстречали инока Иону. Узнав, что его фотографируют для журнала «Вокруг Света», он сменил монашеское одеяние.
К слову сказать, монахи редко фотографируются для мирских журналов, да и то — только с благословения настоятелей. Сейчас монастырь понемногу отстраивается и реставрируется. Тянутся к нему не только люди, но и птицы.
Не так давно прибился молодой степной орел и сказочной красоты ворон. Так и живут бок о бок. И звучат в монастыре молитвы и песни, и наполняется он жизнью, и братия, конечно верит, что в возрожденный собор будут возвращены мощи Святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского Чудотворца...
<< В начало < Пред. 1 2 3 4 След. > В конец >> |